О профилактической сменной обуви в образовательных учреждениях

Перейти на страницу

Сменная обувь

 

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СМЕННОЙ ОБУВИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

      Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Нарушение ее строения и функции приводит к формированию плоскостопия. У детей в связи со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов оно встречается довольно часто - в 20-40% случаев. Одним из ведущих факторов риска является нерациональная обувь, в том числе сменная. С учетом длительного использования сменной обуви в образовательных учреждениях особо актуальной эта проблема становится для детских садов и школ.
      Плоскостопие у детей связано, как правило, с нарушением рессорной функции стопы, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться нарушения кровообращения в сосудах нижних конечностей.
      Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также микротравматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы справа или слева приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
      Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
      Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на развитие всего детского организма. Поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего детского возраста.
      Выделяют две группы факторов, влияющие на формирование свода стопы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простудные заболевания, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).
      Среди внешних факторов наиболее значимым является влияние нерациональной обуви на формирование стопы. Обувь предохраняет стопу от различных внешних воздействий. В связи с существующими условиями ребенок вынужден длительное время находится в обуви, что противоречит естественному запрограммированному развитию стопы. Вот почему от обуви, особенно ее конструктивных особенностей, во многом зависит развитие и формирование архитектуры стопы.
      Для предупреждения негативного влияния нерациональной обуви на стопу необходимо четко соблюдать следующие гигиенические требования:

      Для профилактики деформаций стопы необходимо также выполнять гигиенические требования, направленные на укрепление всего организма, профилактику простудных заболеваний и обострений хронических болезней, профилактику гиподинамии, рациональное питание, укрепление мышц и связок посредством выполнения корригирующих физических упражнений. Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а также рациональный режим использования различных тренажеров для стоп.
      Для обеспечения оптимальных условий формирования здоровой стопы необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении была организована постоянная и эффективная система контроля за сменной обувью детей с целью ее соответствия требованиям профилактической обуви.
      В качестве профилактической сменной обуви в образовательных учреждениях может быть использована летняя обувь для детей и подростков, выпускаемая ЗАО МОФ «Парижская коммуна». В соответствии с научными данными НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, подтверждающими профилактическую эффективность детской обуви данного предприятия, Союз педиатров России рекомендует широкое использование обуви ЗАО МОФ «Парижская коммуна» в детских образовательных, воспитательных и оздоровительных учреждениях.
      Контроль за сменной обувью должен осуществляться воспитателями групп в ДОУ и классным руководителем в школе путем оценки соответствия обуви каждого ребенка гигиеническим требованиям и заполнения соответствующих карт мониторинга в начале учебного года. В настоящее время разработаны материалы с электронной версией родительского собрания, посвященного сменной обуви, как важного составного компонента школьной формы.
      В муниципальные и региональные программы профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья детского населения необходимо включать специальные разделы по предупреждению деформаций стопы у детей и подростков в образовательных учреждениях.



      Информационное письмо разработано НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН (д.м.н. П.И. Храмцовым, к.м.н. Н.К.Барсуковой, к.б.н. Л.М. Текшевой, А.М. Курганским) при участии Центра образования № 1998 «Лукоморье» (д.м.н. проф. Е.Н. Сотникова) и ЗАО МОФ «Парижская коммуна» (Е.Б. Звончук).

 

 Обратно к списку
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения